SMK_ekzamen (3).doc

Социология массовых коммуникаций

Вопросы к экзамену

Объект и предмет исследования социологии массовой коммуникации.

, как и многих других гуманитарных и социальных наук, является массовая коммуникация как социальный процесс.

Под социальным процессом мы будем понимать повторяющуюся устойчивую модель социального взаимодействия, поддающуюся идентификации и характеризующуюся последовательным изменением состояний при условии сохранения и воспроизводства определяющего качественного состояния объекта (системы).

­ние субъектов данной деятельности, а также структур непосредственно самих массовых коммуникаций и способов их функционирования.

Роль социологических исследований массовой коммуникации в жизни общества

­прос: «Что есть исследуемый объект, каким он нам видится?»

­на его качественная специфика?»

­сывается некое долженствование (то есть предполагается, что массовая коммуникация должна себя вести тем или иным образом) без теоретических обоснований такого предписания. Исходя из этого, следует помнить, что МК как объект исследования никому и ничего не должна, что этап рекомендаций предполагает фиксирование того, что может и чего не может исследуемый объект, и, соответственно, какие есть способы использования его возможностей, а также чего в принципе нельзя ожидать от исследуемого объекта.

, выступая как одна из областей социологического знания, она имеет возможность реализации прогностической роли социологии, то есть на основе анализа массовой коммуникации как объекта исследования социология массовой коммуникации дает прогноз как возможностей и путей его дальнейшего развития, так и прогноз развития общества как целостной системы. Следует отметить, что такое возможно только при условии развитой научной теории, в качестве которой в нашем случае выступает социология массовой коммуникации.

 

Становление социологии массовой коммуникации. Этапы в исследовании массовых коммуникаций.

.

— 40-60-х гг. XX в. — под влиянием ряда эмпирических исследований уверенность во всемогуществе прессы сменилась более сдержанным отношением к ее возможностям воздействия на массовую аудиторию. В сороковые годы XX в. уверенность социологов в безграничном влиянии массовой коммуникации на аудиторию сменилась более сдержанными утверждениями о роли последней. Это произошло под влиянием результатов некоторых проведенных в то время эмпирических исследований общественного мнения, утверждающих, что воздействия массовой коммуникации имеют минимальный эффект на аудиторию. Констатировалось, что «пресса и другие СМИ могли только усиливать идеи, в которые люди уже верили, могли оказывать влияние на мнения общественных лидеров, но не имели достаточной власти, чтобы изменить общественное мнение. Другие общественные силы, такие как семья, отдельные социальные группы, религиозные движения и политические партии оказывали гораздо более существенное влияние на человека, чем средства массовой информации».

и Р. Мертона утверждалась «социальная роль средств массовой коммуникации, которая приписывается им только благодаря факту существования».

В рассмотренных концепциях представителей второго этапа исследований массовой коммуникации, определивших их влияние на аудиторию как минимальное (тем не менее обеспокоенных возможностью возрастания этого влияния), сформулированы практически те же выводы, что и в концепциях представителей первого этапа. Все ученые так или иначе признают большое влияние массовой коммуникации на формирование массового сознания и на поведение людей. Разница заключается в определении психологических механизмов осуществления этого влияния.

обусловливает развитием технических средств информационных связей.

, разработавшая концепцию «спирали молчания». В основе ее теории лежит анализ взаимосвязи массовой и межличностной коммуникации, опирающейся на соотнесение индивидом своего мнения с мнением других людей.

 

).

, автор широко известной работы «Общественное мнение» (1922 г.), утверждал, что «мир, который доступен нам в политическом отношении, находится вне досягаемости, вне нашего поля зрения и осознания».

, так как при изучении воздействия массовой коммуникации на аудиторию он исходил из принципа «стимул-реакция».

, основную роль в формировании массового сознания играют всевозможные развлекательные программы, привлекающие внимание аудитории легким, доступным и актуальным в повседневной жизни содержанием. Это способствует пассивности потребителей информации и повышает их восприимчивость к различного рода пропагандистским воздействиям, что позволяет управлять сознанием и поведением масс в нужном для субъектов пропаганды направлении.

, описывая роль массовой коммуникации в сохранении статус-кво, а также их «наркотическое» воздействие на людей, говорят практически о том же самом, однако, разработав двухступенчатую модель коммуникативного воздействия, вводят в социологическое исследование массовой коммуникации психологический элемент межличностного влияния, в данном случае только способствующего, на наш взгляд, более эффективному массово-информационному воздействию.

По мнению автора, изучение вкусов аудитории — это не только вопрос экономический, продиктованный желанием иметь большую аудиторию, но и вопрос формирования социально-политического содержания того или иного средства массовой коммуникации. Автор делает вывод о том, что не только массовые коммуникации влияют на общественное мнение, но и оно влияет на них.

, социальной ответственности и советскую коммунистическую теорию.

обусловливает развитием технических средств информационных связей.

­влекательными передачами. Телевидением культивируется не просто взгляд на мир. Воздействуя на сознание общества, оно культивирует различные социальные роли и ценности.

в массово-коммуникативном воздействии на аудиторию и исходящие вовсе не из потребностей аудитории.

, «волшебной пули» и др.)

Подводя итог обзору некоторых направлений и концепций в зарубежных исследованиях массовой коммуникации, следует отметить, что в процессе анализа сферы деятельности массовой коммуникации различными зарубежными учеными было акцентировано внимание практически на всех сторонах и проблемных моментах данного социального процесса, чему, вероятно, способствовала более разработанная (по сравнению с исследованиями отечественных ученых) собственно социологическая теория, дающая возможность наиболее эффективного развития социологии массовой коммуникации.

социологии массовой коммуникации

, процесс осознания действительности и формирование картины мира у людей происходит посредством стереотипов, которые возникают под воздействием массовых коммуникаций, проводящих первичную селекцию фактов по своему усмотрению, а также искажающих эти факты. Таким образом массовые коммуникации конструируют представления аудитории об окружающем мире, опосредованно воздействуя через сознание на поведение людей, в чем и заключается безграничная власть прессы над людьми.

как теоретик массовой коммуникации

была определена как «теория волшебной пули», ибо согласно ей, коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор из своего мозга направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и, главное, мотивацию, служащую основанием последующих действий. Тот, на кого направлено воздействие, является пассивным и беззащитным участником коммуникативного акта, зажигающего реципиента «как электрическую лампочку».

акта, именно поэтому она, до настоящего времени является основой различных теоретических построений в области исследований массовой коммуникации, ибо в ней определены основные составляющие любого социального действия: субъект, объект и средство деятельности.

о СМК XX в. Концепция «глобальной деревни».

обусловливает развитием технических средств информационных связей.

, считавшего, что восприятие аудиторией как самой информации, гак и действительности, описываемой ею, зависит от того, каким средством или по какому (с технической точки зрения) каналу передана информация.

Особенную, ведущую роль в современном мире автор отводит телевидению как «сообщению». Он отмечает его мозаичность, которая определяется:

во-первых, двухмерностью телевизионного изображения, требующей от сознания зрителя постоянной работы по структурированию определенного образа;

во-вторых, мозаичность заключается в самом характере подаваемой информации, объединяющей на телеэкране одновременно различные времена и пространства.

Мозаичности восприятия телевизионных передач способствует также тематическая всеохватность, когда вместо логически развивающегося сюжета зритель видит бесконечное количество быстро сменяющихся эпизодов и отдельных фрагментов, при этом часто о конечном результате события аудитория узнает в самом начале рассказа.

абсолютизирует роль телевидения в управлении современными социокультурными процессами и считает, что «мы уже в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться… Теперь можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур точно так же, как у нас стало кое-что получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики».

 

Грамши).

К. Маркс создал научный подход к пониманию общественного развития, использовав открытие классов и классовой борьбы английской классической политэкономией и французской исторической школой.

Средства массовой коммуникации поистине являются средствами «массового поражения», но они поражают отражая, ибо сфера деятельности СМК — это сфера актуального. Пресса отражает существующую в обществе ситуацию и одновременно с этим внедряет в массовое сознание оценки сложившейся ситуации, которые и формируют общественное мнение. Возможно, эти оценки слишком тревожны, но как сказал ныне непопулярный социолог К. Маркс: если наверху играют на скрипке, то пусть не удивляются, что внизу пляшут. Повышенная тревожность, исходящая из СМК, — сигнал бедствия в обществе.

 

, Г. Маркузе).

Методологические принципы:

смысле).

Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Направленность трудов ученых Франкфуртской школы — в основном на критику капиталистического общества.

­ное место в их теоретических трудах.

 

­ние как обман масс» они приходят к выводу, что значительную роль в этой связи в современном обществе начинает играть индустрия культуры, а в теории коммуникации данное понятие (индустрия культуры) становиться центральным.

осуществила транспортирование искусства в сферу потребления самым энергичнейшим образом и даже возвела данный процесс в принцип; во-вторых, ей удалось освободить практики развлечения от отягощающей их назойливой наивности и, в-третьих, ей также удалось значительно улучшить методы изготовления товара.

 

.

по его мнению не применима к практике, потому нужна альтернатива — ТСУ. ТСУ — теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теорема функционального анализа Роберта Мертона: «Точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями».

полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.

 

Социальная мифология и работа МК в теории Р. Барта.

, такая структура мифа является механизмом, порождающим особый императивный способ воздействия на индивида.

 

).

и другие). Направление, исследующее массовую аудиторию, является достаточно разработанным как с точки зрения методов исследований, так и с точки зрения значимости результатов для последующего анализа социальных процессов. Однако изучение конкретных проявлений общественного мнения не полностью относится к социологии массовой коммуникации в строгом значении этого понятия, а относится также к статистике и социометрии, которая, несомненно, имеет точки пересечения с социологией массовой коммуникации, но не совпадает с ней.

 

Основные различия межличностной коммуникации и массовой коммуникации

Коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других)».

Процесс коммуникации протекает по принципу передачи информации от субъекта к объекту, в то время как общение предполагает взаимодействие субъектов по поводу объекта. В процессе последнего полностью или частично утрачиваются изначальные установки по поводу объекта общения каждого из субъектов и заменяются новыми, совместно выработанными. Общение, в отличие от коммуникации, является двусторонним процессом взаимного обмена информацией между субъектами коммуникативного акта. В процессе общения за счет обмена и выработки новых духовных значений происходит увеличение объема информации и обогащение ее содержания.

 

Функции массовой коммуникации: уровень индивида и общества.

Этапы развития представлений о функциях МК.

как основоположник теории функций МК.

была разработана модель коммуникативного акта, ставшая классической и использующаяся в том или ином варианте практически всеми исследователями массовой коммуникации (и коммуникации вообще) до сих пор. В этой модели коммуникация является однонаправленным процессом от коммуникатора к объекту:

КТО сообщает — ЧТО — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ.

­вые коммуникации» представила целый спектр исследований в этой области.

и др.

как основоположник теории функций МК.

была разработана модель коммуникативного акта, ставшая классической и использующаяся в том или ином варианте практически всеми исследователями массовой коммуникации (и коммуникации вообще) до сих пор. В этой модели коммуникация является однонаправленным процессом от коммуникатора к объекту:

КТО сообщает — ЧТО — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ.

Основные модели процесса коммуникации

.

и Т. Хантом, возникшая в 20-е гг. XX в.

и Т. Хантом.

. КТО сообщает — ЧТО — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ.

разработали математическую теорию коммуникации (1949). Данная теория первоначально была разработана с целью отделить фоновые шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов (т.е. повторения элементов сообщения для предупреждения коммуникативной неудачи).

.

Двухканальная модель речевой коммуникации была предложена отечественным психологом В. П. Морозовым, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В. П. Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов.

. Согласно данной теории средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства.

 

Основные модели процесса коммуникации

его от других людей. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.

представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его.

— это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

 

Понятие сознания. Индивидуальное, групповое, обыденное сознание.

Модели коммуникаций

В зависимости от перечисленных подходов и различаются модели коммуникаций.

1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. Она представлена на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Модель коммуникации как воздействие

В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. 

В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие.

2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. Однако линейные связи в данной модели заменены на циркулярные, что делает ее сложной и неточной. Она показана на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Модель коммуникации как взаимодействие

В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.

3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных или циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации. Эта модель представлена на рис. 6.4.

 

 

Понятие массового сознания. Массовое сознание и массовая коммуникация.

Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации

Массовое сознание — это широко распространенное сознание.

Однако сознание общества по своему содержанию шире сознания масс.

.

Сознание масс — это продукт отражения действительности, его содержанием выступает вся совокупность социальных и естественнонаучных знаний (то есть теорий — научных, ненаучных и всех других), взятых со стороны их субъектов, а также вся сфера практического сознания.

 

­знанием.

 

Роль средств массовой информации в управлении массовым сознанием

Методы воздействия на психику через СМИ.

— средства массовой коммуникации, информации и пропаганды.

— манипулирование массовым сознанием и СМИ.

— особенности психологического воздействия телевидения.

— компьютерная игровая зависимость.

— кинематографические приемы манипуляций массовым зрителем.

При этом заметим, что информация, которая перешла в подсознание, по прошествии какого-то времени начинает воздействовать на сознание, а значит через сознание, на мысли и на поведение человека. Напомним, что в подсознание откладывается любая информация, которая когда-либо проходила мимо индивида. Не важно, запомнил ли он ее или нет. Любая информация, которую человек мог увидеть или услышать, информация, улавливаемая психикой с задействованием органов зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д., такая информация неизменно откладывается в подсознание, в бессознательное психики, откуда и начинает вскоре свое воздействие на сознание.

 

, их роль, интересы и цели

.

Ценности как основа деятельности субъектов массово-коммуникативного процесса

Понятие ценности. Роль ценностей в формировании интересов социальных субъектов.

Понятие ценности есть определенная характеристика самого субъекта, ибо ценности существуют всегда для субъектов как носителей тех или иных деятельностей, и, значит, они относительны, то есть являются не таковыми вообще, а всегда в отношении какого-либо субъекта.

­мой ценностей.

 

массовой коммуникации

Понятие и сущность свободы. Свобода как ценность в деятельности МК.

В самом деле, свобода — это всегда свобода деятельности, а значит, деятельности какого-либо субъекта, реализующего в ней собственную цель, путь к которой выражается в виде программы. Поэтому свобода есть способность именно субъекта. Такая способность, или свойство, присуще только субъекту деятельности и никому, кроме субъекта принадлежать не может. Иначе говоря, только субъект может характеризоваться свободою как способностью.

 

Понятие свободы печати и свободы слова. Сущность свободы печати.

свобода печати, журналистики и т. д. есть не что иное, как юридическая, правовая норма, относящаяся к субъективному праву и сводящаяся, в конечном счете, к дозволяемым государством мере и виду возможного поведения.

Свобода печати, публичного сообщения (равно как и иных политических свобод) есть не что иное, как норма права, показывающая, в частности, уровень развития демократии в данном социальном организме, определяющая положение социальных групп и личностей в данном обществе. Исходя из изложенного, становится очевидной необходимость различать разные уровни осуществления свободы печати.

1. Если речь идет о свободе реализации ценностных ориентации различных субъектов социальной (в том числе и политической) деятельности посредством массово-коммуникативной деятельности, то осуществление ее оказывается возможным либо посредством привлечения к своим идеологическим платформам тех, кто владеет средства ми массовой коммуникации, либо учреждением собственных изданий и каналов СМК.

2. Когда речь идет о свободе различных СМК публиковать (печатать, передавать в эфир) ту или иную информацию, отражающую позицию своих учредителей и стоящих за ними социальных сил, то здесь мы имеем взаимоотношения того или иного средства массовой информации с государством в рамках законодательства, то есть системы юридических законов, выражающих право

господствующего в обществе субъекта и допускающего ту или иную степень свободы в распространении массовой информации.

 

Правовые аспекты свободы печати. Необходимость государственного регулирования свободы печати. Юридические ограничители свободы печати.

 

Общественное мнение как оценочное состояние массового сознания.

Сущность общественного мнения. Формирование представлений об общественном мнении.

Массово-коммуникативная деятельность как процесс формирования общественного мнения

Понятия «информация», «социальная информация», «массовая информация»

Массовая информация в деятельности массовой коммуникации

Социологические проблемы социальной информации.

Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации

Формирование в массовом сознании установок, стереотипов и имиджей посредством массово-коммуникативного воздействия.

Манипуляция в деятельности МК.

Агитация, пропаганда и контрпропаганда как методы деятельности МК.

PR и реклама, их место и роль в процессе деятельности массовой коммуникации.

Средства массовой информации как основной носитель рекламы.

Массовая коммуникация как социальный институт

Возникновение массовой коммуникации в обществе.

Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.

Историческая эволюция средств коммуникации.

с другими социальными институтами общества.

Структура системы средств массовой коммуникации

Основные этапы развития средств массовых коммуникаций.

Печать в системе СМК, основные характеристики и способы воздействия на аудиторию.

Радио в системе средств МК.

реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда,— это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа

 

Телевидение в системе средств МК.

­муникаций. Телевидение как массово-коммуникативный канал имеет ряд специфических особенностей.

Социология массовой коммуникации. М., 2002.]

.

­чи (одновременностью наблюдения и трансляции). Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. В этом смысле телевидение способно больше, чем любое другое СМК, увлечь аудиторию и буквально войти едва ли не в каждый дом. Названные два качества имеют большое значение для психологического восприятия телевизионной информации, так как вся телепрограмма, имеющая аудиовизуальное оформление и разворачивающаяся в режиме реального времени, обусловливает особую ее достоверность и тем самым повышает возможность информационного воздействия на массовое сознание.

­рии, например за счет трансляции развлекательных передач.

­действия на аудиторию.

­муникативных качеств.

­татки, например:

— для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, иначе говоря, полноценное потребление телевизионной информации трудно совместимо с выполнением других дел;

­вия передатчика;

— одновременное транслирование различными телевизионными каналами информации разного рода ставит телезрителя перед необходимостью пропускать большую часть телепередач;

­водят к снижению качества информации;

­ся возможным не для любой аудитории.

 

Глобализация современных средств массовой коммуникации.

Основные формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы (нормы, традиции, мораль, общественное мнение)

Средства массовой информации как «четвертая власть».

. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе»

, дословно означающий «четвёртое сословие», является намеком на три сословия европейского средневековья — дворянство, духовенство и простой люд.

штрафа

. Большинство современных политиков пользуются такими методами. Сейчас одним из главных условий политической популярности стал образ политика. Образ – это своего рода товар, который создается по законам рекламного бизнеса. Проще говоря, политики становятся теми, кем их хочет видеть народ. А сам факт появления их на экране телевизора и на страницах газет укрепляет их позиции в сознании людей.

 

 

Пресса и интересы политических сил: особенности коммуникации в современном обществе

составления текстов, по сравнению с профессионалами другого типа

 

Усиление роли политической коммуникации в современном обществе. Факторы воздействия на электорат.

Существующая демократическая система обеспечивает разнообразие политических образований, а в ряде стран забота о финансовом обеспечении деятельности партийных изданий для небольших групп населения становится государственным делом.

Российская пресса о Госдуме. Сама по себе разность количества внимания прессы к тем или иным персоналиям – вещь абсолютно нормальная. Пресса иногда идет за событийным рядом, организованным политиком. Создается своеобразный замкнутый цикл, психологическая цепочка, объясняющая феномен качественных авторитетных изданий. Сначала беспристрастная информация, затем в других жанрах – «последний» вердикт, будь то ресторанный рейтинг или рецензия на вчерашний спектакль. А затем – индульгенция на подачу любого события, любой фигуры. Престиж газеты является гарантией. Сложнее ситуация с оценками, комментарием журналистов. Здесь сфера пристрастий гораздо больше. Задача журналистики по организации общественного диалога, по обнародованию социальных интересов разных групп применительно к актуальным политическим дилеммам остается нереализованной.

 

 

Воздействие СМИ на уровень политического участия.

Информационные жанры: сообщение, отчет, выступление, интервью, репортаж, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, ток-шоу.

Жанры художественной публицистики: очерк, зарисовка, эссе.

Сатирические жанры: фельетон, памфлет.

Документальные жанры.

оциологическими методами изучаются:

субъект информационной деятельности

– система и структура СМИ, типология определенных средств информации и конкретных видов печати, телевидения, радиовещания, сетевых медиа, информационных служб;

– структура и система взаимоотношений в конкретном редакционном коллективе, творческий и психологический климат, стиль руководства редакцией, штатная структура и т.п.;

– личность журналиста в совокупности его социально-демографических, профессионально-творческих и личностно-психологических характеристик, профессионально-социальных ориентаций и т.п.;

деятельность

– системы СМИ в целом (общественные потребности в информации – функции, цели – закономерности и принципы – направления и методы – совокупность текстов);

– отдельных средств информации, отделов и служб (цели, задачи – содержание и формы – продукция), виды деятельности (литературно-информационная, редакторская, программирующая, организаторская, связи с общественностью, выпуск издания или передачи, работа с письмами и авторами, социальными сетями, рекламно-коммерческая, управленческая);

– журналиста (мотивация, цели, задачи, роли, статус, тематическая и жанровая специализация), виды и этапы работы (планирование, сбор информации, создание произведений, работа с письмами и авторами, социальными сетями, участие в производственной и коммерческой работе редакции);

взаимоотношения

– с другими участниками информационного процесса: с властями, социальными институтами, партиями и общественными движениями, с владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами, а также с аудиторией и общественным мнением;

условия деятельности

– в широком понимании: совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества;

– в узком понимании: материально-техническая база редакций (помещение, техника, оборудование и др.), финансовое положение, система оплаты труда, укомплектованность кадрами, их профессиональная квалификация (включая подготовку и переподготовку кадров), организация и распорядок времени в редакции и вне ее.

 

Особенности социологического изучения отдельных видов СМИ

отделы и службы, улучшить деловой, профессиональный, творческий и психологический микроклимат, перевести неформальных лидеров в ранг формальных, когда это целесообразно. Но в интерпретации социометрических результатов требуются особенно строгое соблюдение этических норм, предельная деликатность по причине крайне обостренной чувствительности и ранимости людей творческого труда, каковыми являются журналисты.

в редакцию. Если при поступлении и чтении писем их сразу кодируют по содержанию и характеристикам авторов, редакция имеет оперативную информацию об этой части своей аудитории, ее ожиданиях, а иногда и о составе. Обычно такие данные заносятся в компьютер и быстро обобщаются. Сравнение результатов контент-анализа почты за разные отрезки времени помогает проследить динамику отношений с аудиторией и правильность редакционной стратегии.

применяется для изменения структуры редакции, процесса редакционной деятельности, его организации. Но особенно продуктивен он в работе с различными параметрами издания, программы (название, периодичность, формат, оформление, дизайн, верстка, набор рубрик, стилистическая и жанровая модель, состав авторов, форма подачи и содержание рекламы и т.п.). Исследователь замеряет реакцию аудитории на эти изменения (при помощи социологических опросов или исследования в фокус-группах), и редакция вводит необходимые изменения в свою работу.

. Факультет журналистики МГУ использует эту методику для выяснения типологических характеристик изданий и составления справочника газет и журналов. Полезно вести подобную работу и в редакции, чтобы следить за ее развитием во времени.

обследованиями здоровья журналистов, условий их труда, утомляемости, влияния на самочувствие напряженного ритма, длительности работы на компьютере.

 

 

Основные методы социологического исследования элементов массовой коммуникации

В речи имеют значение три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит.

И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье.

Дейл Карнеги

.

. Можно расширить сферу существования коммуникатора за счет включения в нее специалистов но маркетингу и распространению прессы, ее программированию, ее взаимодействию с рекламодателями. В конце концов, это все отдельные профессиональные виды деятельности, заведомо влияющие на конечный продукт в сфере коммуникации.

).

.

Часть этого пути мы уже прошли, рассмотрев область производства информации как процесс взаимовлияния СМК и государства, СМК и бизнеса, СМК и аудитории, оставив для предстоящего разговора те явления, которые поддаются социологическому эмпирическому анализу.

 

в социологии МК.

эксперимент изменил не только принцип освещения избирательной кампании. Изменились фундаментальные представления о журналистике. Привлекая читателей к принятию решений о том, что и как освещать, редакторы в Шарлотте проводят серьезные эксперименты с новыми формами общественной журналистики и пересматривают традиционные отношения прессы с потребителями. Привлекая их к принятию решений, редакторы предлагают новый, более доверительный тип отношений, при которых газета начинает слушать читателей. Свобода зависит, среди прочего от желания широкой общественности терпеть и разделять высказываемые мнения. Когда журналист высокомерно и неуважительно пишет о социальных институтах и безразличен к «маленьким людям», СМК теряют свое влияние, которое устранит различия между ценностями журналистов и потребностями населения.

 

.

На протяжении XX в., который совпал с периодом развития социологии как науки, в ее недрах широкое применение нашел такой метод изучения текстов, как анализ содержания, или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общений но их содержанию.

Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа и менее объемно представленной информации (личных писем, дневниковых записей, речей политических деятелей и т.д.).

Контент-анализ в исследовании содержания массовой коммуникации. Цели обращения к методу контент-анализа. Интерпретация результатов. Контент-анализ в жанре рекламного сообщения.

содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[7].

сследования аудитории массовой коммуникации

количественных методов заключается в том, что они позволяют реализовать на полученных базах данных математических методы анализа.

.

» интервью. Эти методики различаются тем, что при анкетировании респонденты, т.е. участники опроса, сами заполняют бланк анкеты, а при стандартизированном интервью это делает специально обученный интервьюер, который задает вопросы и фиксирует ответы. При использовании методики стандартизированного интервью возможно разрабатывать более продолжительные по времени и сложные по форме вопросники, а также использовать наглядный дополнительный материал в виде карточек, фотографий, постеров, небольших образцов продукции. И та, и другая методика требует специального разработанного структурированного бланка вопросов и ответов к ним.

Различают также сплошные и выборочные опросы. При сплошном опросе исследуются все члены целевой группы потребителей. Этот метод используется, если численность целевой группы невелика и репрезентативная выборка из нее невозможна. В случае выборочных исследований опрашивается определенная доля членов целевой группы. Для формирования выборки используется в основном квотная выборка, помимо нее существует еще такие процедуры отбора как случайная, гнездовая и систематическая выборки.

Опросы могут быть также одноразовыми и повторяющимися. Опросы, в которых участвует одна и та же выборка респондентов и предмет исследования остается постоянным, называются панельными, а сама выборочная совокупность называется панелью.

.

Другим типам повторяющихся опросов служат трендовые исследования. В отличие от панелей при трендовых опросах выборка конструируется каждый раз заново.

исследования, для которых разрабатываются целевые выборки для изучения одной специфической группы потребителей (люди определенного возраста, уровня доходов, рода деятельности и т.д.).

исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают или говорят. Форма сбора данных, как правило, не стандартизирована, т.к. в качественных исследованиях важно не только что, но и как люди формулируют свое мнение: что сами считают главным в заданной исследователем теме, какие аргументы за и против приводят, как сами объясняют причины своего поведения. В маркетинге качественные исследования обычно дополняют количественные методы, позволяя более глубоко понять полученные при опросе результаты. Как самостоятельный метод исследования качественный анализ применяется при изучении:

1. эмоциональных и поведенческих реакций на рекламу и другие формы стимулирования сбыта,

2. разговорного словаря потребителей для разработки рекламной компании,

3. мотивации поведения потребителей,

4. особенностей восприятия товара, марки, методов продвижения.

Считается, что при исследовании названных проблем качественные методы будут более эффективны, чем количественные. Развернутые мнения (нарративы), ассоциации и впечатления с трудом подаются унификации и кодированию, обязательными для статистической обработки.

).

, это означает, что исследователь должен разработать лишь примерный план беседы. Ответы заранее не готовятся. Наоборот, подсказки со стороны интервьюеров становятся грубыми ошибками. Кроме того, не допускается никаких оценочных высказываний, реплик на сказанное респондентом.

К числу качественных процедур в маркетинговых исследованиях относятся и психологические тесты, т.к. их применение в массовых опросах достаточно затруднительно. Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень выраженности определенных психических состояний, в частности отношения, восприятия, искажения, запоминания, внимания и т.п. По предмету исследования выделяют:

. Эти тесты представляют собой серию («батарею») взаимоконтролирующих суждений о поведении в различных ситуациях.

(«пузыри»). В этих тестах их участникам показываются картинки, на которых изображена определенная ситуация (например, выбора товара или его покупки) и просят рассказать, что думают или чувствуют герои этой картинки, а также, что с ними могло случиться до и после предлагаемой ситуации.

­ги данного типа. Тем самым фиксируется уровень охвата или проникновения на рынок.

­ней, низкой.

­ретный вид товара в рамках определенной товарной группы. При этом могут использоваться индикаторы, дифференцирующие товарную группу по цене, маркам или их типам.

Примеры представления результатов: показатели, индексы

, KOMKOH-2, ВЦИОМ, РОМИР, GFK и некоторые другие.

 

 

 

 

Опрос как основная техническая процедура сбора массовой информации.

Анкетный опрос – один из основных видов опроса, применяемых в исследованиях, его существенной особенностью является использование анкеты, заполняемой респондентами в письменной форме.

Почтовый опрос обеспечивает меньший возврат заполненных анкет. Однако, учитывая существенно меньшую стоимость (в 10-20 раз дешевле, чем сбор данных путем интервью), этот

способ опроса вполне оправдан. Специальные эксперименты показывают, что соблюдение некоторых дополнительных требований может заметно повысить возврат разосланных отправлений и улучшить качество информации:

Экспертный опрос – опрос специалистов – эти опросы не анонимны и нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.

Интервью.

) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. В некоторых случаях это происходит под запись или в прямом эфире.

Используется как метод исследования в целом ряде социальных и гуманитарных наук (психология, социология, коммуникация, PR, маркетинг и др.), а также в различных областях человеческой деятельности (например, в журналистике, в управлении персоналом (при приёме на работу) и т.д.).

Глубинные интервью

Наиболее известный и часто используемый качественный метод – проведение глубинного интервью. В ходе данного интервью используются вопросы, ответом на которые предполагается не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ. Часто глубинные интервью используются для оценки эффекта той или иной программы.

Глубинное интервью представляет собой неформальную личную беседу, проводимую интервьюером по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Интервью проводится один на один и длится от 30 до 60 минут. В ходе интервью исследуются личное мнение респондента, его убеждения и ценности. Глубинные интервью могут занимать большое количество времени, некоторые ответы иногда бывает сложно проинтерпретировать.

Проведение глубинного интервью предполагает наличие определённых навыков у интервьюера. Важно, чтобы интервью проводил опытный интервьюер, так как велика вероятность влияния предвзятого отношения интервьюера на конечный результат исследования. Интервьюер должен собрать все необходимые детали и в то же время не сбить респондента с его мысли.

Фокус-группы как разновидность опросного метода сбора массовой информации.

Метод-фокус групп относится к количественно-качественным методам сбора массовой информации. Этот метод впервые был описан Р. Мертоном. Впоследствии он применялся в социально-психологических исследованиях. Сегодня он преимущественно применяется для сбора качественной информации, получаемой от определенного количества малых групп, сформированных по определенным правилам. Метод в определенных случаях позволяет превращать качественную информацию в количественные показатели. Для сбора массовой информации метод применяется реже. В одних случаях массовую информацию можно собрать с помощью формирования большого количества фокус-групп, дающих в количественном выражению большой массив данных. Однако метод фокус-группы «вызывает дискуссии и целый ряд вопросов по той причине, что, с одной стороны, он связан с традицией неформализованных разновидностей опроса, а другой — массовых опросов»*. Более эффективно, на наш взгляд, применение сравнительно небольшого числа фокус-групп.

Метод наблюдения и его возможности при сборе массовой информации.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;

2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;

процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;

4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

 

: «глубинная» технология получения информации о латентных процессах на социальных объектах.

— исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая).

не является традиционной для отечественной социологии. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

.

Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

 

опросы – современная технология сбора МИ.

респондентов и создания панели респондентов.

Достоинства Онлайн опросов:

* Возможность в сжатые сроки опросить максимально возможное количество респондентов;

* Возможность одновременного онлайн опроса нескольких респондентов;

Интернет опроса по сравнению с другими видами опросов;

* Возможность при опросах через Интернет показывать стимулирующий материал (показ карточек, рекламных роликов и др.)

* Удобство для респондентов. Возможность за меньшее время заполнить анкету, не контактируя с интервьюером;

Недостатки Интернет опросов:

* Низкий уровень репрезентативности выборки, за исключением изучения определённой целевой аудитории;

респондента;

* Ограниченность возможностей Онлайн опросов при исследовании многих регионов в связи недостаточностью распространения Интернета;

* Низкий уровень кооперации респондентов;

 

Особенности социологических исследований телевидения и радиовещания.

Радио в системе средств массовых коммуникаций

По времени возникновения в системе средств массовой коммуникации вторым является радио. С момента своего появления и до наших дней радио является устойчиво популярным средством массовой коммуникации. Эта популярность обеспечивается самими особенностями радио.

.

.

В-третьих, радио, ориентированное преимущественно на слуховое восприятие информации, оказывает ни с чем не сравнимое психологическое воздействие на аудиторию, ибо в силу ассоциативности человеческого мышления слуховые образы переводятся в зрительные. При этом человек «видит» именно те образы, которые близки ему в силу его конкретного психического склада, что способствует определенной релаксации и самореализации личности. Иными словами, воспринимая информацию на слух, человек сам «творит» себе видеоряд, реализуя при этом весь свой психический и творческий потенциал. Эта особенность радио налагает определенные обязательства на радиожурналистов, которые только при помощи слова и звука должны уметь создать образ.

В-четвертых, радио на сегодняшний момент является самым доступным средством массовой коммуникации с точки зрения финансовых затрат и возможности доставки информации. Не всегда и не везде можно купить ту или иную газету, не всегда и не везде может быть телевизор, а тем более большинство программ телевидения транслируются далеко не на все территории. В то время как радио не требует практически никаких финансовых затрат и проникает едва ли не во все уголки земного шара. Это особенно актуально для России с ее огромными территориями и низким уровнем дохода у населения.

В-пятых, в силу своей абсолютной распространенности радио стало первым международным средством массовой коммуникации. Оно способно вещать без границ и без применения особенной дорогостоящей техники для приема информации, способствуя тем самым созданию мирового сообщества.

Однако при всех достоинствах у радио существует и ряд недостатков, среди которых выделим следующие:

♦ высокая оперативность при всех ее преимуществах не позволяет сохранить информацию без специально направленных на то усилий (например, запись на магнитофон);

♦ отсутствие видеоряда резко ограничивает возможность трансляции развлекательных программ и способствует быстрому отвлечению внимания.

Телевидение в системе средств массовых коммуникаций

.

.

.

телепередачи (одновременностью наблюдения и трансляции). Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. В этом смысле телевидение способно более чем любое другое средство массовой коммуникации увлечь аудиторию и буквально войти едва ли не в каждый дом. Названные два качества имеют большое значение для психологического восприятия телевизионной информации, ибо вся телепрограмма, имеющая аудиовизуальное оформление и разворачивающаяся в режиме реального времени, обусловливает особую ее достоверность и, тем самым, повышает возможность информационного воздействия на массовое сознание.

В-четвертых, учитывая зрелищность телевидения, значительно увеличиваются возможности применения разнообразных способов привлечения и удержания внимания аудитории за счет трансляции самых разнообразных развлекательных передач.

записи позволяют творчески вмешиваться в процесс «мумификации», то есть записи прямой передачи с возможным последующим использованием при создании другой передачи, с другими акцентами, преследующими другие цели информационного воздействия на аудиторию.

В силу разнообразия выразительных средств, телевидение имеет возможность использовать для достижения максимального влияния на аудиторию весь спектр как вербальной, так и невербальной информации. Значение приобретает не только само содержание информации, но и то, как и кем она подана. Именно поэтому телевидение предпочитает иметь персонифицированных коммуникаторов с высокими показателями коммуникативных качеств.

Однако при всех достоинствах телевидению свойственны и некоторые недостатки, среди которых выделим следующие:

♦ для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, то есть полноценное потребление телевизионной информации трудносовместимо с выполнением других дел;

♦ передачи телевидения можно принимать только в зоне действия передатчика;

♦ одновременное транслирование различными телевизионными каналами разного рода информации ставит телезрителя перед необходимостью пропускать большую часть последней;

♦ при всех достоинствах наличия видеоряда, чрезмерное увлечение зрелищностью приводит к снижению качества информации;

♦ возможность приема телепередач предполагает наличие довольно дорогостоящего аппарата — телевизора, что оказывается возможным не для любой аудитории.

Однако в последнее десятилетие стало активно развиваться еще одно средство коммуникации, которое не поддается вышеуказанному структурированию. Таким средством является Интернет. В настоящее время среди ученых активно обсуждается проблема соотнесения Интернета и средств массовой коммуникации, тем не менее однозначного решения она еще не обрела.

.

­стве и в системе исследующих это пространство наук

Измерение радио-, телеаудитории (TV-метрия).

, что требует серьезных финансовых и временных затрат, или путем использования данных, представляемых профильными агентствами, занимающимися измерениями радио- и телеаудитории.

А.В. Для получения данных вышеуказанными организациями используются четыре основных метода: телефонный опрос, ведение дневниковых записей, аудиометрия и списочное припоминание.

Телефонный опрос по случайной выборке заключается в том, что интервьюер звонит в течение дня выбранным случайным образом абонентам и собирает информацию о том, какие программы они смотрят в данный конкретный момент. Телефонный опрос можно проводить двумя способами. Первый способ состоит в том, что интервьюер выбирает случайным образом определенное количество семей, которое обзванивается в течение определенного промежутка времени (неделя или две недели). На основании полученных данных составляется схема просмотра различных программ, которые затем группируются в соответствии с рядом выделенных характеристик. Второй способ заключается в том, что интервьюер обзванивает семьи, выбираемые случайным образом, один раз за все время исследования. На основании полученных результатов определяется совокупное число смотрящих ту или иную программу. Стоимость телефонных опросов относительно низка.

, которые на их основании определяют издержки на тысячу человек (СРМ).

СРМ = стоимость рекламы х 1000/размер аудитории.

Например, сериал «Друзья» имеет аудиторию в 21 млн. человек, а размещение 30-секундного ролика в нем стоит 316.000 долларов, издержки на 1000 человек составят 316.000 х 1000/21.000.000 = 15, 047619. На основании показателя СРМ рекламодатель может рассчитать, насколько эффективным и целесообразным будет размещение рекламного сообщения в данной конкретной программе.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *